Лучшая реклама 90-х Под самый конец 1990 года в столице стремительно распадавшегося Советского Союза был зарегистрирован один ничем не примечательный акционерный банк под номером 1315. Спустя пару лет он получил лицензию от Центробанка, участвовал в урегулировании вопроса с долгами СССР, активно сотрудничал с «Газпромом», «Лукойлом» и многими другими. Более того, этот банк первым начал выпускать пластиковые карты VISA с рублёвыми счетами. Будучи одним из передовых банков России 90-х, он рухнул при экономическом кризисе 1998 года. Агония длилась долго, потом банк много раз судился, у него отбирали лицензию, потом восстанавливали, суд что-то запрещал ЦБ, затем разрешал… Полный хаос. Окончательную точку поставило решение суда в 2004 году об отзыве лицензии. Но было и кое-что ещё, без чего никто бы и не знал сейчас об этом банке. История. «Всемирная история. Банк Империал». В 1992 году господа банкиры понимают, что без креативной рекламы им далеко не уехать, надо же как-то привлекать клиентов. И тут, как на удачу, президент банка знакомится с молодым, не слишком известным, но подающим надежды Тимуром Бекмамбетовым. Будущий режиссёр культовых блокбастеров отличился тем, что уже готовил рекламные ролики для двух других банков: «Менатеп» и «Кредит-Москва». Согласовали концепцию, пригласили хорошие «голоса»: Александра Гуревича, Иннокентия Смоктуновского и Владимира Машкова. Любимый актёр Бекмамбетова Виктор Вержбицкий сыграл в роликах Николая I, Людовика XIV и Александра Македонского. Короткие минутные ролики произвели на телевидении фурор. Это была буквально революция в отечественном маркетинге, по-настоящему самобытные шедевры отечественной рекламы. С экранов телевизоров вместо ранее транслировавшихся прогнозов погоды, промо-ролика вентиляторного завода и скучных, кое-как делавшихся адаптаций зарубежных роликов на постсоветских зрителей величаво смотрели Наполеон, Цезарь, Тамерлан и многие другие персонажи мировой и российской истории. Не знаю, как у вас, а у меня от ролика про последнего до сих пор мурашки по коже. И в конце каждого видео диктор медленно и размеренно произносил те самые слова, запавшие многим в душу - «Всемирная история. Банк Империал». Ролики вмиг ушли в народ. Их цитировали и обсуждали. Да что там — их до сих пор многие помнят. Правда, была одна проблема — ролики мало кто воспринимал как рекламу. Ну вот обсуждали этот «Империал», восхищались, но деньги туда несли мало. И пусть собственный капитал банка на 1997 год был больше 1.3 триллиона рублей — кризис нанёс ему удар, от которого тот так и не смог оправиться. Да ещё и сам банк выпуск рекламных роликов прекратил, посчитав, что они не слишком рентабельны. «Стремительное банкротство банка «Империал» стало одним из самых скандальных и таинственных случаев в новейшей истории российских кредитных организаций» — «Всемирная история банкротств-2»//Приложение к Новой газете № 5(27) март 1999 Падение и разорение «Империала» — отдельная тема. Если коротко, то всё просто: после отбора лицензии начался процесс банкротства. Руководство «Империала» долго боролось с судами и ЦБ; было даже громкое заявление о будущем прецеденте, который едва не был создан: банку-банкроту чуть не вернули лицензию. Если бы такое произошло, все мутные сделки, проводившиеся там втихую, были бы закрыты и забыты, а так… Руководство банка на всём протяжении его существования осуществляло всякие там незвестные транши на шестизначные суммы… Впрочем, не будем об этом. Я считаю, что именно с этого начался взлёт Бекмамбетова в качестве режиссёра. Потом, конечно, были и «Дозоры», и «Особо опасен», и многие другие. Но всё началось тогда, когда он начал снимать рекламу как кино. А не наоборот, как это вышло с «Ёлками». Ролики получили не только отклик в сердцах телезрителей, но и много наград. В 1992, 1994, 1995 и 1996 году они удостаивались премии «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР), в том же 1995 завоевали Золотую медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне. Тот же ММФР в 2012 году назвал серию роликов лучшей по итогам 20-летия рекламы в России. Всё-таки банк «Империал» вошёл в историю. Пусть и не совсем так, как того хотели его создатели. А теперь о самих роликах: 1. Екатерина Великая, Суворов и его награда. 2. Николай I и спектакль в Париже. 3. Тамерлан и его отношение к смерти каждого воина. 4. Император СРИ Конрад III и осада замка. 5. Дмитрий Донской и битва с монголо-татарами. 6. Наполеон Бонапарт и его тайное бегство в Париж. 7. Император Нерон и его любовь к пению. 8. Пётр I и становление России морской державой. 9. Александр Македонский и принудительный отказ его армии от трофеев. by Тимофей Бердикин. Бонус. Та самая реклама вентиляторного завода. Несмотря на то, что я высказался о ней не самым позитивным образом, стоит хотя бы взглянуть на неё. Ведь вам пора… И ВАМ ПОРА! С ВЕНТИЛЯТОРНЫМ ЗАВОДОМ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРА!

Теги других блогов: история реклама банк